Для чего нужны реагенты

Для чего нужны реагенты
31 января - ЖКХ

На вопросы читателей ответил замглавы Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Максим Шингаркин

- Максим Андреевич существуют разные мнения относительно вреда реагентов. Скажите, какие реагенты наименее вредны? Многие же закупают их для использования на дачах, коттеджах и т.д. 

 

-Под любым реагентом понимается состав из химических соединений, которые плавят снег и лед. Как известно, чем меньше любой «химии», тем лучше, но применение антигололедных реагентов в крупных городах с многотысячным и многомиллионным населением необходимо – для предотвращения травматизма граждан, обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойного функционирования всех систем мегаполиса в целом. На дачах же правильнее будет обойтись без реагентов – традиционной ручной уборкой снега. Либо, если уж это необходимо, покупать реагенты, которые имеют сертификаты экологической безопасности, использовать в строгом соответствии с инструкцией, именно в тех температурах и при тех погодных условиях, для которых они рекомендованы в соответствии с их составом.

 

 

-Добрый день. Зачем использовать жидкие реагенты, если можно закупать твёрдые и просто разводить их в воде по необходимости?  

 

-Хороший вопрос! Хотя, конечно, реагенты это не растворимый кофе, и их просто так не «разводят». Технология производства жидкого реагента предполагает наличие специального реактора, в котором сухое вещество

растворяется до определенной концентрации. В целом жидкие реагенты достаточно эффективны для предупредительной обработки проезжих частей. Но они имеют и четкое ограничение: их нельзя применять при температуре ниже 10С. Иначе получится каток.

 

- Здравствуйте! У меня такой вопрос: прочитала недавно, что сейчас в Москве используют не техническую соль, а твёрдые реагенты нового поколения. Что это такое? Такая же соль или ....

 

-С 2011-го года в Москве действует разработанная учеными и прошедшая государственную экологическую экспертизу «Технология зимнего содержания дорог...» Среди основных ее принципов – строгая дифференциация противогололедных составов. Одни предназначены для проезжих частей, и главная их задача обеспечить оптимальное сцепление с дорогой и не навредить самим автомобилям. Другие – для тротуаров, и к ним предъявляются наиболее высокие требования по экологической и санитарно-гигиенической безопасности.  Но ни при каких условиях не предусмотрено использование чистой технической соли. Всегда используются многокомпонентные смеси, элементы которых, дополняя друг друга и действуя комплексно, снижают негативное воздействие на окружающую среду.

 

-Как влияют реагенты на экологию города? Ведь все впитывается в почву, испаряется. А насколько я знаю некоторые реагенты содержат йод и прочие вредные вещества.  

 

Современный город не сможет функционировать без реагентов в зимний период. Но, во-первых, как я уже сказал, «Технология» прошла государственную экологическую экспертизу. Во-вторых, в соответствии с «Технологией», наиболее «активные» реагенты, используемые на проезжих частях, смываются в ливневую канализацию, не попадая на тротуары, и далее попадают на городские очистные сооружения, где полностью утилизируются. В-третьих, снег с реагентами с тротуаров вывозится на специализированные снегоплавильные пункты, поскольку «Технологией» предписано сведение к минимуму попадания противогололедных материалов на газоны. Испаряться реагент не может по своим физическим свойствам. Кроме того каждая партия реагентов, поставляемые в Москву, проходят строжайший входной контроль качества, проводятся непрерывно анализы в независимых аккредитованных лабораториях под общественным контролем.

 

- Добрый день.Какие реагенты одобрены к использованию экологами в Европе? Какие вещества используют в Скандинавии, Норвегии, Германии, США? Такие же, как у нас, или другие?

 

- Начнем с того, что только в России введено положение по содержанию дорог "черный асфальт", означающее, что проезжая часть в течение круглого года должна оставаться полностью чистой без снежно-ледовых образований. В других странах такого нет, поэтому и требования к реагентам у них проще.

По всему миру в основном применяется различные сочетания хлористого натрия с хлористым кальцием, в качестве фрикционных компонентов используются различные щебни - мраморный, гранитный, кварцитный  и песок.

 

- Добрый день. Безопасны ли новые реагенты для здоровья людей, животных, для обуви, машин и т.д.?  

 

- Безопасность применения реагентов обусловлена строгими требованиями, предъявляемыми действующей Технологией зимнего содержания дорог и тротуаров Москвы. Многокомпонентный состав антигололедных материалов, добавление биофильных добавок и ингибиторов коррозии обеспечивают максимальную «дружелюбность» к компонентам окружающей среды, имуществу граждан, лапам животных и т.д.

 

- Есть ли реагент, который эффективен и при нуле, и при минус 30?  

 

- Грубо говоря, реагент, эффективный при -30С, эффективно расплавит лед и при нуле. Но откуда при нуле – лед? Так называемый «ледяной дождь» бывает, но достаточно редко. И зачем тогда для легких заморозков использовать «сильный» реагент, ведь он достаточно агрессивен, это очевидно. Важно именно максимально дифференцировать применение тех или иных реагентов с учетом сохранения баланса между их эффективностью и безопасностью в тех или иных погодных условиях.

 

- Снизился ли травматизм за время использования новых реагентов? Есть статистика? Спасибо

 

- По официальным данным после начала использования на тротуарах новых реагентов на основе формиата натрия и мраморной крошки уличный травматизм снизился более чем в 2.5 раза. Это замечательный результат! Тем более что именно этот реагент является наиболее экологически щадящим.

 

- Еще в октябре власти утверждали, что новый реагент ХММ (бишофит) экологически безопасен, не имеет вредных побочных факторов и эффективен при любых погодных условиях. А потом он не прошел экологическую экспертизу. Как это может быть?

 

- Это хорошо, что власти Москвы не стоят на месте и постоянно находятся в поиске более современных материалов и технологий, в частности в вопросе борьбы с зимней скользкостью. Это означает, что любой производитель может разработать новый реагент, провести необходимые испытания, пройти экологическую экспертизу в соответствии с действующим природоохранным законодательством, и предложить его для использования в Москве. Производители ХММ (бишофита) предложили свой продукт как экологически безопасный, однако положительного заключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня не предоставили. Поэтому к применению он не был допущен.

 

 

- У меня вопрос не совсем про реагенты. Меня интересует проводятся ли экологические исследования загрязненности мировых мегаполисов? Если да, то какое место занимает Москва. Спасибо.

 

- Экологический мониторинг, безусловно, ведется во всех крупных городах мира и в Москве тоже. Основная проблема для всех мегаполисов это загрязненность атмосферного воздуха. В большинстве мегаполисов сегодня взят курс на вывод промышленных предприятий за пределы городской черты, решение проблем пробок и автомобильных выхлопов и развитие экологически безопасного общественного транспорта, сохранения городских природных территорий и парков, внедрение новых технологий в сфере сбора, переработки и утилизации отходов и т.д. И Москва также делает реальные шаги во многих важных направлениях и в этом смысле находится на достойном месте.

 

- Чем отличаются жидкие реагенты от твердых, и какие больше подходят для московского климата?

-Жидкие реагенты (растворы хлоридов кальция, натрия и магния) при своей относительно невысокой стоимости, формируемой за счет большого содержания воды, имеют узкую температурную границу действия (до -10С). При более низких температурах они замерзают, превращаются в лед и увеличивают коэффициент скольжения на дороге и соответственно риск возникновения ДТП. Жидкие реагенты эффективны для предупредительной обработки, но обработка дороги с уже образовавшимся ледяным покрытием любыми жидкими реагентами не рекомендована.

 

- Я живу во Владивостоке, погода сами понимаете какая. Недавно был случай, может быть вы слышали: полили дороги какими то реагентами и случилась авария ужасная. Действительно ли реагенты помогают в борьбе с гололедом и гололедицей на трассах или это "мертвому припарки"? Спасибо!

 

- Во Владивостоке, насколько мне известно, применяют жидкий хлорид кальция. Он топит лед лишь до -10 градусов. Если температура опускается ниже, как это случилось у вас во Владивостоке в январе, этот раствор застывает и превращает дорогу в каток. В таких случаях целесообразней использовать твердые многокомпонентные противогололедные материалы, которые работают при температурах ниже -20С. В Москве была специально разработана «Технология применения противогололедных реагентов», которая четко регламентирует, какие материалы (жидкие или твердые) при каких погодных условиях и где использовать.

 

- Здравствуйте. Раньше в СССР улицы обрабатывали средствами, предотвращающими скольжение. Помню в детстве дворника посыпающего песком тротуары и ледяные дорожки. Начиная с 90-х стали использовать реагенты, чтобы лед таял. Что принципиально изменилось? Почему вдруг песок стал не пригодным?

 

- Песок неизбежно с талыми водами попадает в ливневые колодцы и канализации. Весной коммунальным службам приходилось вычищать их и вывозить тонны песка. И все равно забитая ливневая канализация летом не справлялась со своей прямой задачей и были повсеместные подтопления. Зимой песок- это грязь, а летом – песчаные бури. Поэтому от песка, как от абразивного материала решено было отказаться. Сейчас на тротуарах Москвы применяют мраморную крошку. Она предотвращает скольжение, легко истирается в эскалаторных механизмах в метро, не засоряет канализацию , легче собирается и утилизируется.

 

 

- Как воздействуют реагенты на автомобили? Усиливают ли они коррозию?  

 

- Все противогололедные материалы, которые применяют в столице, проходят жесткий контроль и сертификацию в лабораториях научно-исследовательских институтах. Многокомпонентные реагенты содержат ингибиторы коррозии, которые снижают воздействие хлоридов на металл. А вот хлорида магния (бишофит), упомянутый выше, показал высокую агрессивность к металлу и высокую вязкость. Поэтому от его применения в качестве ПГМ в Москве отказались.

 

- Максим Андреевич!  Прочитал в новостях, что этой зимой хотят использовать реагенты, запрещенные 7 лет назад, так как по оценке экспертов они бы негативно воздействовали на обувь, на людей-аллергиков, на машины, растения... Это правда? Вы можете описать состав реагентов, которые хотят использовать, и дать свою оценку, пожалуйста.Если бы противоледные средства выбирали вы - что бы выбрали?

 

-Этой зимой в Технологию применения противогололедных реагентов хотели включить реагент на основе бишофита ( хлорида магния). Но комиссия Государственной экологической экспертизы дала отрицательное заключение. Поэтому никаких изменений в действующую в Москве Технологию зимнего содержания дорог и тротуаров вносится не может. Оптимальным противогололедным средством являются многокомпонентные ПГМ, применяемые в строгом соответствии с регламентом, прописанным в Технологии. Чем более гибкий подход к составу используемых реагентов в зависимости от погодных условий и места применения, тем лучше. Иногда нужны сильные материалы, чтобы растопить толстую корку льда на дорогах и обеспечить безопасность дорожного движения.  Но даже при сильном снегопаде эти же материалы не могут быть использованы, например, во дворах жилых домов или на тропинках в парках. В Москве, например, температура воздуха зимой часто колеблется в районе нуля и гололедица создает много проблем для пешеходов. Тогда тротуары должны обрабатываться максимально щадящими реагентами с добавлением абразивов, сейчас в Москве это формиаты (соли муравьиной кислоты) и мраморная крошка. Все эти разграничения и закреплены в Технологии. И именно они, основанные на максимально осознанном и научно взвешенном подходе, обеспечивают эффективность и безопасность зимнего содержания дорог и улиц с применением реагентов.

 

- Меня интересует такой вопрос: кто проводит экспертизы по реагентам и какие это экспертизы, от чего зависит, какое решение будет принято, какими средствами, реагентами Москва будет пользоваться? Пожалуйста, расскажите об этом подробнее. Спасибо!  

 

-  Государственная экологическая экспертиза федерального уровня, положительное заключение которой дает «зеленый свет» использованию той или иной технологии или материала, проводится Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В экспертную комиссию входят авторитетные ученые, сотрудники крупнейших научно-исследовательских институтов России, ведущие эксперты в своей области. Положительной заключение Государственной экологической экспертизы получила действующая в Москве Технология зимнего содержания дорог с применением реагентов и мраморной крошки. Что касается регулярного экологического контроля и испытаний реагентов, то их проводят в специализированных независимых аккредитованных лабораториях. Проверяют плавящие свойства реагентов, рабочую температуру, вязкость, коэффициент сцепления с дорогой, радиоактивность, влияние на живые организмы, растения и почву, коррозийную активность, устанавливают класс опасности. По результатам исследований, комиссия определяет, целесообразно ли применять данный реагент, при каких температурах и т.д. Если противогололедный реагент токсичен, агрессивен к окружающей среде, либо не удовлетворяет дорожным нормам и требованиям, такой ПГМ не допускают к применению. Как это случилось с бишофитом.

 

 

- Здравствуйте. Читала, что в Москве меняли верхний слой почвы после использования реагентов.Какие реагенты применяются сейчас?После них тоже нужно будет менять почву?  

 

- В 90х годах в качестве реагента применяли соль(хлорид натрия). Так как соль работает до -9-12С, чтобы растопить лед при более низких температурах, приходилось увеличивать количество соли. Попросту говоря, ее сыпали и сыпали на дороги. Соль попадала на газоны, накапливалась в почве, проводила к деградации зеленых насаждений. Действительно доходило до необходимости заменять плодородный слой. Похожая ситуация сейчас происходит в Санкт-Петербурге, где в качестве реагента по-прежнему применяют соль. Современные многокомпонентные ПГМ, благодаря комбинации нескольких составляющих, позволяют снизить солевую нагрузку. В некоторых из них присутствуют биофильные добавки, которые ускоряют процесс выведения хлоридов из почвы и действуют, как удобрение. Более того, действующая Технология предусматривает полную уборку снега с реагентами и сведение к минимуму их попадание на газоны.

 

- СМИ пишут, что в столице сейчас используются реагенты нового поколения. В чем преимущество новых реагентов? Какие экспертизы были проведены над новыми реагентами и кто их проводил?

 

- Преимущество новых многокомпанентных реагентов в том, что в их состав входят несколько видов солей. Благодаря синергическому эффекту, такие   реагенты плавят лед быстрей и при более низких температурах. К тому же в их состав входят антикоррозийные добавки и биофильные вещества, которые  действуют, как удобрение и снижают солевую нагрузку. Все противогололедные материалы (ПГМ), которые применяют в столице, проходят жесткий контроль и сертификацию в лабораториях научно-исследовательских организациях ( Росдорнии, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина, исследовательский центр «Кожи и обуви»). Технология зимнего содержания улиц Москвы, являющаяся сегодня главным документом, регламентирующим применение тех или иных антигололедных составов получила положительное заключения Государственной экологической экспертизы и была одобрена москвичами в ходе общественных обсуждений и в рамках общественной экологической экспертизы.

 

- Могут ли быть химические ожоги от реагентов у животных?

 

- ПГМ, прошедшие государственную экологическую экспертизу, не могут вызывать химического ожога у животных. У животных, ходивших по лужам в мороз, может быть термический ожог, так как реагенты снег и лед превращают в воду даже при низких температурах. У такого раствора более высокий коэффициент теплопроводности. Следовательно процесс теплообмена с более теплыми предметами идет значительно интенсивнее. Если взять в одну ладонь снежок, температура которого будет -10, а другую опустить в воду такой же температуры, то рука в воде окоченеет намного быстрее, при этом на коже останется ожог – термический, а не химический. Нельзя ни в коем случае допускать контакта открытых участков кожи, например, на подушечках лап домашних животных, с экстремально холодной водой в зимних лужах. Чтобы избежать термических ожогов, то есть фактически обморожений лап своих питомцев, хозяева должны непременно их обувать.

 

 

- Действительно ли реагенты нового поколения абсолютно безвредны для почвы?А для обуви и животных?

 

- Абсолютно безвредных реагентов не бывает. Но в составе многокомпонентных реагентов, которые прошли государственную экологическую экспертизу, доля хлорида натрия значительно снижена, добавлены вещества, которые при попадании на газоны, удобряют почву. «Центр Кожи и обуви» проводил  исследования воздействия различных реагентов, в том числе и чистой соли, на обувь и мех. Воздействие на кожу и  мех многокомпонентных ПГМ намного ниже, чем других противогололедных материалов, в том числе и соли (хлорида натрия).

В Москве применяют современные ПГМ, которые при соблюдении концентраций и технологии применения не вредят животным и людям.

 

- Как изменилась статистика ДТП во время гололеда за последние годы?

 

- Состояние дорог зависит от того, соблюдают ли дорожные службы технологию применения ПГМ. Убирают ли в течении 3х часов растаявшую «кашу», соблюдают ли концентрацию. На каких улицах его применяют и т.д. За последние 2 года число аварий в Москве незначительно, но снижается ( это при постоянном росте количества автомобилей). По данным ГИБДД Екатеринбурга и Челябинска, где тоже несколько лет применяют многокомпонентные ПГМ, число аварий снизилось почти вдвое. Но это скорее комплекс мер, который повлиял на снижение аварийности. А вот что точно говорит об эффективности применения – количество травм на тротуарах. За год применения противогололедных материалов с мраморной крошкой, число пешеходов, пострадавших от гололеда в Москве, сократилось в 2,5 раза.