Главная /  Блоги / Департамент ЖКХиБ / "Активный гражданин": кто придумывает опросы и кто на них отвечает

"Активный гражданин": кто придумывает опросы и кто на них отвечает

Мобильным приложением "Активный гражданин", в котором можно проголосовать за то или иное решение городской проблемы, пользуются уже больше уже 150 тысяч москвичей. А теперь поучаствовать в голосовании можно и на сайте. О том, какие новые опросы ждут москвичей этим летом, сколько придется копить баллы на парковочный час или билет в театр, и где можно высказать свои предложения властям, рассказала руководитель контрольного управления мэрии Елена Шинкарук.


 


"Активный гражданин" – это исключительно московское новшество? Или есть аналоги в других странах?

– Абсолютных аналогов точно нет. Есть в ряде стран какие-то похожие проекты, но в таком ключе власть с населением точно нигде не работала. Иногда по отдельным вопросам спрашивают население, но это не в регулярном режиме, не такого масштаба и не так содержательно, как в "Активном гражданине", где можно обсуждать с горожанами вопросы из самых разных сфер.

 

Как реализуются итоги голосования?

– Когда мы закрываем опрос, нам нужно несколько дней, чтобы подвести итоги, которые потом направляются в профильные департаменты. Они же являются и инициаторами этих вопросов. Одни вопросы требуют буквально несколько дней на реакцию, другие – более серьезной проработки. Например, когда мы спросили про перевод часов, буквально на следующий день отправили официальные письма в Правительство России и в Госдуму.

Мы проводили опрос, каким образом надо благоустроить природные парки (добавить лавочки, урны, раздельный сбор мусора). В итоге лавочки и "раздельные" урны появятся в начале августа - в Серебряном бору, в парках Покровское-Стрешнево, Измайлово, Царицыно. По ним было больше всего заявок.

Еще мы спрашивали про различные форматы торговли, москвичи поддержали идею сезонной, например, с велосипедов. С начала июля в центре Москвы будут продавать мороженое на велосипедах, к которым будет крепиться тележка с холодильником - как в советское время.

 

По какому принципу начисляются баллы за каждый опрос? Почему за один опрос можно получить 8, а за другой – все 25?

– Вопросы в проекте есть и односложные, и многоуровневые. Когда вопросы включают в себя несколько направлений, они и оцениваются выше. При этом есть разница: вопрос общегородского уровня или местного, районного. Такие вопросы, с нашей точки зрения, иногда бывают "дороже", потому что касаются каждого человека, который участвует в голосовании. Когда человек принимает какое-то решение лично для себя, оно для него в принципе "дороже". Одно дело – проголосовать за то, что Москве нужны открытые кинотеатры в парках. Он туда может пойти, а может не пойти, а другое дело – сказать: "Я хочу каждое утро в своем дворе видеть розовый куст".

 

Уже решили, сколько баллов будут стоить поощрения?

– Сейчас, пока еще никто не набрал 1000 баллов и еще нельзя тратить баллы, в магазине бонусов можно просто зарезервировать те подарки, которые бы хотелось получить. Я думаю, у каждого очень высоки шансы стать обладателем того или иного подарка.

А вообще, парковочный час будет стоить порядка 300 баллов, но мы посмотрим еще и по спросу. Примерно столько же транспортная карта на 11 поездок и прокат велосипедов. Билеты в театр будут стоить чуть подороже. Это будет выбор москвича – либо каждый месяц получать транспортную карту, либо немного накопить и поменять свои баллы на билет в театр. Если на парковочный час нужно копить баллы около месяца, то на билет в театр, к примеру, – два с половиной.

 

Инициировать референдум может лично мэр, члены Правительства и территориальные органы власти. А почему бы не дать возможность самим пользователям предлагать темы для обсуждения?

– Это площадка для обсуждения управленческих решений, которые реализует власть. Мы ставим на обсуждение вопросы, по которым можем потом реализовать любое выбранное москвичами решение. Очень много вопросов находятся не в сфере компетенции московских властей, но москвичи хотели бы это обсудить.

Впрочем, "Активный гражданин" – не единственная возможность общаться с нами. Есть краудсорсинговая площадка. Она начала работать чуть раньше "Активного гражданина". Там москвичи вместе с профильными департаментами обсуждают варианты решений для тех вопросов, по которым мы пока не знаем, куда двигаться.

Сейчас в самом разгаре краудсорсинговый проект, связанный с разработкой сети маршрутов общественного транспорта . Там москвичи участвуют, между собой общаются и обсуждают, по какому маршруту лучше пустить, например, автобус – новый маршрут создать, отменить существующий или изменить каким-то образом его движение.

В ближайшее время мы установим связь между площадками краудсорсинга и "Активным гражданином". Как только в краудсорсинговом проекте появится определенный перечень маршрутов, мы на "Активном гражданине" выставим их на голосование по каждому округу. Площадка краудсорсинга – как раз площадка, где в открытом режиме можно собирать все идеи и вместе их обсуждать. Но в краудсорсинговом проекте могут участвовать не все. Там проходит отбор, и количество участников - от 4000 до 8000, в зависимости от тематики. И здесь от москвичей требуется инвестировать гораздо больше времени в диалог с городом.

Недавно опросы стало можно проходить на сайте "Активного гражданина", раньше можно было только в мобильном приложении на платформах iOS и Android. А значит, далеко не все москвичи могли в них участвовать, тем более пенсионеры.

– Сейчас пенсионеры довольно активно пользуются интернетом, в том числе московским порталом государственных услуг: и в поликлиники записываются, и получают квитанции электронные по услугам ЖКХ. Так, что это миф, что все пенсионеры с сетью "не дружат" - это самая динамично растущая группа пользователей. Но чтобы охватить абсолютно всех, в ближайшее время мы планируем развивать другие способы голосования: в МФЦ, через терминалы в поликлиниках.

 

А всегда ли пользователи компетентны в тех или иных вопросах? Есть мнение, что, например, судьбу Шуховской башни должны решать эксперты.

– Окончательную судьбу Шуховской башни будут решать специалисты. Мы не задаем глубоко профессиональных вопросов, мы спрашиваем москвичей, какое решение глобально они хотели бы видеть, потому что даже среди специалистов нет единой точки зрения. Одни считают, что башню нужно разобрать, другие – что ее надо оставить на этом же месте.

Мы не предложили ни одного из вариантов ответа, который не мог бы быть реализован или противоречил каким-либо принципам – профессиональным или законодательным. Важно, чтобы специалисты при принятии любого из возможных решений понимали, что они принимают это решение не только с профессиональной точки зрения, но и с учетом мнения москвичей.

Шуховская башня - символический объект для Москвы. Москвичам нужно предоставлять возможность участвовать в принятии таких решений. Вокруг Шуховской башни периодически собираются какие-то митинги. Мы создали цивилизованную площадку для обсуждения, потому что охват гораздо больше, чем небольшая группа людей, которая соберется и будет лоббировать свои интересы. И "Активный гражданин" намного оперативнее привычных социологических опросов.

 

Сейчас о приложении можно рассказать в соцсетях, но нельзя поделиться результатами своего голосования. Планируете ли дальше интегрироваться с соцсетями?

– Такая возможность в ближайшее время появится. У нас выйдет новая версия приложения, и там будет такая возможность. Самое главное, что пользователю будет видно, когда в системе появился новый опрос. На иконке приложения будет отображаться количество "непрочитанных" голосований. Появится возможность отвечать не на все вопросы. Нам важно получить репрезентативные, а не механические ответы.

 

Есть ли какой-то механизм отсечения "непрофильных" пользователей? Ведь многие могут поставить галочку, даже не зная проблемы чужого района, только чтобы получить заветные баллы.

– У нас есть несколько механизмов проверки причастности человека к тому вопросу, который мы задаем. Пока мы делаем это в совершенно разных форматах. Например, когда мы спрашивали, как развивать Митинский парк, мы спросили у всего города, но результаты подвели отдельно в разрезе жителей района Митино и Северо-Западного округа и в разрезе мнений жителей всех остальных районов Москвы. На удивление, варианты ответов совпали у жителей Митино с мнением всех остальных москвичей, но, конечно, в первую очередь будет учтено мнение жителей Митино о том, как они хотят развивать этот парк.

Когда вы скачиваете приложение или теперь уже регистрируетесь на сайте, у вас есть возможность заполнить профиль и указать адрес, семейное положение и так далее. Чем больше вы заполняете данных о себе, тем больше вам будет доступно вопросов, которые относятся именно к вашей категории. Например, опрос о том, какие деревья посадить в конкретном дворе, не будут видеть все москвичи.

Если у нас будет какой-то вопрос о детях, например, про детские площадки, нам в первую очередь будет важно услышать мнение родителей детей, которые на них ходят. Мы можем сделать вопрос доступным только для тех пользователей, которые у себя в профиле указали, что у них есть дети. Чем больше вы заполняете о себе информации, тем больше вам доступно вопросов именно с локальной привязкой.

 



Комментарии:

RSS

Популярное

Блоги